вторник, 3 января 2012 г.

Район "Линейка"

Привет ))))
Это первая статья на тему правого берега будет посвящена району "Линейка". Точнее почему она так называется. Для многих жителей правого берега, проводивших свою бурную молодость во дворах, слова "Линейка", "Стопка", "Кольцо", "Бомбей" и др. не  пустой звук ))), а название ихнего если можно так назвать территориального отряда ))) Но мало кто может сказать почему именно так называются некоторые районы.
Свое изыскание я начал в прошлом году. Спрашивая у старшего поколения, чья молодость припала на 80-е годы почему тот или иной район имел такое название. Ну, а так как именно о ней у меня получилось первой получить данные, то и пишу это в блог.

Старшее поколение о Линейке.
Территориально в ихнем сознании линейка была ограничена 8 магазином (заводоуправление, ныне гендел "Партнер") и Универмаг "Правобережный" (ныне Центральное "Сельпо" г. Запорожье ). А вот причина названия совсем уж смешная: улицы были ровными и четко параллельно-перпендикулярными, как линейка... Конечно можно предположить, что в те года шло массовое строительство и обычные сельские жители, которые массово поступали для строительства заводов сначала в бараки, а потом и новенькие хрущевки могли считать их ровными как линейки... Но чет как то опрашиваемые мной люди, далеко были не из первых выходцев села ))))

Железная дорога, о которой многие знали )))
Друзья, ну все же мы знали о том, что ДнепроГЭС строили с помощью техники. Более того, был давно изобретен паравоз. И те, кто хоть как то лазил в окрестностях ДнепроГЭСа, находил заброшенные пути в ущелье ))) И все конечно знают, что именно через них строили когда то ДнепроГЭС )))) Спешу вас огорчить, как и огорчил меня Александр Иванович.
Александр Иванович, это отец моего друга. Как то раз он мне рассказал что, когда-то на месте дома по ул. Таганской 16 еще были бараки, а домов по улице ак. Веснина даже не было в проекте. И там где сейчас улица, была железная дорога, и по ней ходили ПАРАВОЗЫ, правда единичные... Смотрите не поперхнитесь бутербродом ))) Это дорога шла от перекрестка ул. Кремлевская-ул. Таганская и спускалась к машинному залу ДнепроГЭС.
Где то вот так. Сначала я как и вы подумал: "ЁЁЁЁ как же там спускаться?" А потом прикинул на карте и вот что получилось.



Друг мой, историк Виктор С. предположил, что благодаря этой ЖД линии и назвали район "Линейка". Я бы согласился, но вот проблема, Рельефная как то не вписывается ((((
Вобщем получилось из этого всего весело, вроде бы все знали о существовании линии, но чет как то, никто не додумался как она заходит к ДнепроГЭСу, или как я думал через карьер... При этом я даже и не думал сопоставить простые факты, что ЗКУ начало разрабатывать карьер в 1953 году, а плотину построили в 1932 )))) Зато благодаря этому факту я понял, что вот почему дома на полукруге полукругом идут ))) Правда, моя теория не долго просуществовала


30 декабря 2011 года
Конец года, не предвещал ничего радостного, кроме очередного праздника Нового года. Бессонной ночи, тазика оливье с крабами и лапшой от Президента. Но вот посчастливилось мне познакомится с таким парнем как TrainZer. Мы начали общаться и дошли к теме о железной дороге. Он мне скинул вот этот клаптик карты  Ген.штаба за 1941 год.



Я опять как и в первый раз был просто в шоке... Линия идет прямо на Днепрострой-1. Но как эту карту совместить с нашей реальностью, чтоб наверняка видеть "масштабы катастрофы". И опять TrainZer показал подозрительный переулок, который идет в разрез традиции района "Линейка". Это переулок Цветочный... Пазл сложился....
Дело в том что переулок Цветочный есть ни что иное как исторический факт наличия ЖД линии от ст. Днепростроя 1 к машинному залу ДнепроГЭС. Это можно легко увидеть:



Если визуально соединить воображаемой линией начало станции Днепрострой 1 с началом переулка, а конец переулка соединить с началом ул. Таганская.



Что же из всего этого выходит.
Район под названием "Линейка" существовал еще во времена строительства ДнепроГЭСа. И его можно строго ограничить рамками: Заводоуправление-Михайлова-Рельефная.

Огромная благодарность в создании этой статьи TrainZer и Дяде Саше )))) А так же лицам выдержавшим мои приставания с убийственным вопросом: "А чЁ?"

1 комментарий:

  1. Привет землякам! Я, на *линейке* родился. Правда давно это было. Так вот, ходил я в 59 школу, как раз. через железку, которая пересекала Кремлёвскую ул. в аккурат, там , где сейчас перекрёсток с Таганской. Но с одной стороны, там ясно всё, она соединялась с той веткой, что и сейчас существует- с ЗТЗ- через Кияшко- на кольцо Каховской, а тут и Днепрострой1. Ну, после войны, может и не так было, спорить не буду.А вот другая сторона... Земельно- скальный. застал несколько домов, от *Старого гастронома*, через него, к Днепру спуск был, а вот рельсов не помню. Рельсы в самом низу были, под новым мостом- из карьера к ГЭС, вдоль причала, и никак не могу я сообразить, где там спуск, подходящий для паровозов, больно круто везде. Не может так быть, что шла та ветка к зданию ГЭС, но поверху, параллельно бул. Винтера??? Если обратили внимание, параллельно Винтера, на всём протяжении- от ул. Михайлова идет широкая грунтовка, пожалуй отсыпанная щебнем, и упирается прямо в здание ГЭС, напротив ДК Энергетиков.Было бы интересно узнать подробнее.

    ОтветитьУдалить